вторник, 27 марта 2012 г.


2002 год 

Выставка  работ группы художников «Ноосфера»



Достижением последнего века стало открытие сферы идей, сначала как результат взаимодействия человека и природы (В.И.Вернадский), а затем как источник знаний (П.Флоренский), но доступна она изначально только человеку творческому. Эта сфера получила название «Ноосфера». Человек изначально – творец, но не каждый умеет использовать это качество. Творческое произведение должно быть обязательно связано с «открытием», и для художника и для зрителя.
Именно такие цели поставили перед собой участники творческого проекта «Ноосфера», появившегося в 1998 году в Иркутске. В 2001 результатом работы этого проекта стали две выставки с участием десяти художников: «Инсталкер» и «Безумный двойник» с театрализованными открытиями.
«Инсталкер» -  проводник и человек, существующий в едином целом с природой, а выставка - это творческое отражение нашего мира в мыслях, цветах, предметах и образах. Но творчество не подсознательное, а осмысленное, продуманное с использованием  основ изобразительного искусства.  Поэтому очень важно, что в этой акции участвуют художники, пришедшие из разных творческих направлений и зарекомендовавшие себя областных на выставках.
Эксперименты в технике маслом представили живописцы Жилин Андрей и Жилина Татьяна, наполнив их необузданной энергией идей и пятен. Попытки переосмыслить некоторые обыденные предметы, привели к рождению инсталляций и объектов в исполнении Павлова Павла и Евгения Жилина. Открытия встречают посетителей на каждом шагу: пирамида с секретом, торт из «несъедобных предметов». Неожиданные сочетания давно  известных  вещей создают новы образы («Прекрасное в сердце японца», «Вечный странник»). Букет сухих цветов в обрамлении камней и металлических деталей олицетворяет «Байкальскую тоску», такую знакомую всем иркутянам.
 Интересны поиски тонкого перехода от реального в ирреальное пространство Елены Павловой. Фантастический мир иллюзий отражен в работах Воронько Ирины. Новый вид искусства digital-art представлен графическими листами Мухамедшина Адольфа и Корнилович Евгении.
Во всех работах прослеживается искренность, открытость и откровенность. Это заметно уже на открытии, когда на выставке воспроизводится атмосфера мастерской художника, и первым действием становится снятие с работ темной ткани.
Тема открытия неотрывно связана с детским восприятием, поэтому художники привлекают в своих работах понятие «детство человечества»: символические образы Египтян прослеживаются Жилиной Татьяной в «Затерянных Письменах»; «Нефертити» становится героиней полотна Жилина Евгения. Элементы канона построения пейзажа Дурасова Алексея в работе «Амстердам» в «Генте» превращаются в сочетание и ритм окрашенных плоскостей. «Современный пейзаж» Андрея Жилина напротив, из плоскостного решения переходит в живописный объем с напряженным почти фотонегативным сочетанием тонов, выражающих тоску, одиночество, страх перед неизвестным.
Но это достаточно мимолетно, потому что общая жажда познания охватывает всю выставку, и главной притягивающей силой является – «время», неумолимо движущееся вперед. Оно негласно присутствует в работе Андрея Жилина «Человек дождя», но здесь художник намеренно останавливает его, вставив в композицию картины ее меньшую копию.
Еще более свободно со временем обходится Павел Павлов, он объединяет прошлое и настоящее в работах «Оберег Лены спасение душ» и «Солнцеголовая лодка» привлекая лучистую колористику и символику культа солнца наших далеких предков. Этот же прием он использует при создании образа «Пирамиды» соотнося ее с «Ноосферой». Символ часов ярко представлен  «Временем Татьяны Губарь», когда неординарный взгляд юного художника превращается в нечто большее, чем существующий уже многие годы будильник. Таким же образом обнаженная девушка в «Осознании мысли» того же художника словно «обрастает» различными предметами, сопровождающими его в жизни. Равномерно повторяющие кадры фотографий, отличающиеся лишь цветом фона, также решают образ ежедневно сменяющихся фрагментов.
Пространство становится объектом внимания Елены Павловой. Иллюзорные ловушки превращают ее картины в настоящие ребусы.
Современное направление – «цифровое искусство» компьютерные технологии представлены  Адольфом Мухамедшиным и Евгенией Корнилович. Хотя digital-art еще достаточно новое направление, приемы, которыми пользуются художники  - традиционны. Это и четкая графичность  «Автопортрета»  Мухамедшина, и контрастность «Грозы», и психологизм «Осознания» Корнилович .
 Таким образом, задачей выставки является показ творческой  индивидуальности молодых художников, их поиск в непростой сфере искусства. Проект «Ноосфера» знакомит зрителя с некоторыми  выразительные приемы, свойственными современному искусству. Такие выставки  дают возможность творчеству подняться на новую ступень своего развития.


Комментариев нет:

Отправить комментарий