пятница, 31 октября 2014 г.

Стереотипы в архитектуре и культуре, традиция и современность

Начиная свою книгу «Художественный язык архитектуры» А.В.Иконников приводит фразу Альберти о служении архитектуры «наиболее важным потребностям людей», опираясь на которую выводит главную цель архитектурного творчества – служение людям. (открытая функциональная система) [1, с. 5, 6].
Расширяя возможности архитектуры, Андрей Владимирович предлагает рассматривать ее как «вторую природу» – среду, которую создает человек вокруг себя [2, С. 5.]. Система.
Продолжая рассуждение о роли архитектуры Иконников отдает ей право «закреплять присущие обществу» особенности человеческой деятельности. По его словам «Достигнутое прогрессом закрепляется в культуре», пространственные структуры создаваемые зодчеством принимают очертания, отвечающие схемам деятельности и фиксируют связанные с ними значения [3].
Пространственные структуры связанные со значением в культурных планах развития общества все это очень близко к понятию стереотипа, в положительном понимании этого слова, когда стереотип понимается как телесный, объемно-пространственный отпечаток, воспроизводящий систему образов, представлений и действий [4,5,6].
Но данный подход будет не корректным, если применять его к современному значению архитектуры, поэтому обращаемся к современным исследованиям, посвященным теории динамических, самоорганизующихся систем, формирующихся на основе динамических стереотипов [8]. Задачей настоящей статьи является выявить: может ли современная архитектура, как архитектура прошлых веков претендовать на стереотипный принцип языкового моделирования.
Для ответа на этот вопрос необходимо рассмотреть принципы формирования стереотипов в архитектуре до периода постмодерна и сравнить их с современными.
В современной архитектурной теории архитектуры ведется большой дискурс, посвященный отказу от стереотипов в архитектуре. Продолжая читать книгу Андрея Владимировича, встречаемся с позицией автора, которая определяется  необходимостью ограничения роли стереотипов, в угоду «изменчивости, как необходимого условия процесса».
Стереотип понимается в нескольких значениях - как множественный знак и как множество отпечатков в различных значениях...


Список литературы
1.                Альберти Л. Б. Десять книг о зодчестве. Пер. В. Зубова. Т. 1. М., Изд-во Всесоюзной Академии архитектуры, 1935, с. 5, 6
2.                Иконников А.В. Художественный язык в архитектуре. М. : Искусство, 1985 г. 175 с. С.5.
3.                Там же С.6.
4.                Иванова, Елена Анатольевна «Стереотип как феномен культуры» диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. 2000 г.
5.                Маркарян Э. С. Очерки по теории культуры. Кревап, Изд-во АН Армянской ССР, 1969
6.                "Perspecta". Yale Univers. Press. New Haven, 1965, N 9, p. 188. (Джонсон Ф.)
7.                Тропина Н.П. Семантическая деривация: мультипарадигмальное исследование (монография). – Херсон, Изд.-во ХГУ, 2003. – 332 с.
8.                Судаков К. В. Динамические стереотипы или информационные отпечатки действительности. — М.: ПЕРСЭ. 2002. 128 с/
9.                Маркарян Э. С.


«Метафоричность термина позволяет, на наш взгляд, не только наглядно представить «отлив» на старых матрицах новых стилистико-дискурсивных явлений современности, но и применить этот образ к другим языковым явлениям, в частности – к явлению семантической деривации - вторичной номинации, особенности которой в современном русском языке были нами прослежены». ДИНАМИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ В ЯЗЫКОВОЙ КАРТИНЕ МИРА РУССКОГО ЭТНОСА Тропина Нина Павловна, Херсонский государственный университет г. Херсон, Украина http://virtkafedra.ucoz.ua/el_gurnal/pages/vyp2/filosofia/tropina.pdf

Метод построения типологических рядов позволил классифицировать их по пространственным стереотипам. 

метод построения эволюционных рядов пространственных стереотипов

Комментариев нет:

Отправить комментарий